Номер SMS уведомлений
о вводе режима ограничения:
+7 (927) 224 1322

г. Волгоград
ул. М.Болонина, д.2а
8 (844-2) 260-916

г. Саратов
ул. Артельная, д.1
8 (845-2) 799-555

Новости

Вопросы лицензирования энергосбытовых компаний

С 1 июля энергосбытовые компании России смогут работать лишь при наличии лицензии. Соответствующая норма содержится в законопроекте Минэнерго, разработанном по поручению президента. Документ, который вводит новые «правила игры» для энергосбытовых компаний, к 3 мая принят лишь в первом чтении и находится на доработке. Сроки введения лицензирования придется сдвигать, признают в правительстве.

Чиновники уверены, что новации не затруднят работу добросовестных сбытов и не приведут к переделу рынка, а лишь позволят укрепить платёжную дисциплину. Эксперты более осторожны: всё будет зависеть от критериев получения лицензий, но за два месяца до обозначенного в законопроекте срока профессиональному сообществу они по- прежнему неизвестны. Кто займётся лицензирование более 300 работающих сбытов – Минэнерго или ФАС – также пока не решено.

Минэнерго дорабатывает законопроект о лицензировании энергосбытовой деятельности после утверждения в первом чтении, которое состоялось в Госдуме 5 апреля. У законопроекта две задачи: защитить потребителей от недобросовестных компаний, а также обеспечить сетевым компаниям стабильное поступление средств за услуги по передаче энергии от сбытов. Неплатежи на оптовом и розничном рынках электроэнергии остаются значимой проблемой энергетиков. По состоянию на середину апреля общая задолженность участников рынка составила 62,4 млрд рублей, в том числе по ценовым зонам – 61,31 млрд рублей, по неценовым зонам – 1,11 млрд рублей. Долги на розничном рынке, по информации Минэнерго, к началу апреля составляли около 280 млрд рублей.

Принятый в ноябре 2015 года закон об укреплении платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов не до конца решил проблемы. Задолженность продолжает расти, причём выборочно: гарантирующие поставщики более аккуратно погашают задолженность перед генерирующими компаниями, при этом игнорируют задолженность перед остальными контрагентами, включая сетевые компании – поясняли председатели комитета по энергетике Госдумы.

Пленарное заседание Госдумы, посвящённое законопроекту, прошло в нервозной обстановке. У депутатов было множество вопросов и претензий к законопроекту, в результате Минэнерго было раскритиковано за недостаточную предварительную проработку документа с думскими фракциями. Вопросы вызвала сама суть лицензирования: по мнению ряда экспертов, этот вид госрегулирования с юридической точки зрения можно применять к энергосбытовой деятельности только с натяжкой. Депутаты обращали внимание на новые административные барьеры для работы сбытов. Отдельной темой обсуждения стал пункт о праве правительства на выставление дополнительных требований к энергосбытам. Минэнерго пообещало проработать и снять все спорные вопросы ко второму чтению, дата которого пока не определена.

Вся соль новой разрешительной процедуры будет заключена в критериях получения лицензий, которые законодатели заложат в закон и подзаконные акты, говорят эксперты. На данный момент у участвующих в обсуждении сторон есть ряд разногласий, в частности по вопросу о том, как должны учитываться некоторые показатели финансового состояния энергосбытовых компаний. В частности существует мнение, что показатель дебиторской задолженности является избыточным - он должен носить только информационный характер, а не быть контрольным. Кроме того, должны быть скорректированы положения, которые могут привести к введению двойной ответственности – когда за нарушения лицензионных требований устанавливается как ответственность в виде лишения лицензии на ведение энергосбытовой деятельности, так и административная ответственность на основании КоАП.

Вопрос может ли введение лицензирования запустить передел на рынке, остается открытым, хотя в Минэнерго обещают, что такого не случится – от каждого участника будет требоваться соблюдение критериев, указанных в законодательстве. Однако, по мнению экспертов, пока требования не сформулированы, прогнозировать трудно.

Уже сейчас очевидно, что после введения лицензирования какие то движение на энергорунке, связанное с неполучением лицензии как независимой энергосбытовой организацией, так и гарантирующим поставщиком, вполне возможно .

На доработку законопроекта и подзаконных актов у Минэнерго совсем немного времени: в соответствии с поручением президента уже с 1 июля 2017 года энергосбытовые компании должны будут получить лицензии. На рынке ожидают отсрочки даты введения новых требований, так как помимо законодательства госорганам потребуется провести и саму процедуру лицензирования. В Минэнерго признают, что будут несколько продлевать срок получения лицензии.

Пока Минэнерго предлагает следующую конструкцию получения лицензий. На момент выхода закона все энергосбытовые компании будут иметь право на осуществление своей деятельности, но должны будут в течение определённого времени (пока не определено, какого именно) пройти лицензирование. При этом мониторинг деятельности на предмет соблюдения лицензионных требований будет вестись с момента вступления закона в силу.

Проанализировать деятельность всех трёхсот с лишним компаний – масштабная работа - обсуждается два кандидата – Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба. Окончательного решения в этом вопросе также пока нет.